Тренер может все

Основная

04.05.2007

Тренер может все
Иногда одна фраза может послужить темой для журналистской статьи. В одном из интервью Антанас Сирейка сказал: «Человек может все». Вспомнилось тарасовское «тренер может все». Когда я процитировал это высказывание выдающегося советского тренера, Антанас отметил: «Он имел право так сказать». Еще бы, целое десятилетие с 1963 по 1972 год хоккейная сборная СССР, которой руководил Анатолий Владимирович Тарасов совместно с Аркадием Ивановичем Чернышевым, не знала поражений ни на европейских, ни на мировых чемпионатах! Трижды побеждала на Олимпийских играх. ЦСКА, возглавляемый Тарасовым, был бессменным чемпионом СССР и не имел клубных конкурентов в Европе. Советская сборная первой развеяла миф о непобедимости канадских профессионалов.
Отдавая должное знаменитым хоккеистам того десятилетия, их мастерству, воле к победе, отметим, что без выдающихся тренеров столь грандиозный успех был бы невозможен. Суть тренерской профессии скрыта от постороннего глаза, как скрыт труд режиссера, полководца, ученого – мы видим лишь конечный результат. Согласно татарской пословице: «Ашаган белми, тураган белэ», которую дословно можно перевести как «знает не тот, кто ест, а тот, кто готовит». И как труд любого мастера, тренерская деятельность не терпит халтуры. По вполне понятным причинам тренеры не спешат публично делиться секретами своей профессии.
В небольшой по объему публикации познакомить читателя с профессией тренера, пусть даже в общих чертах, - задача, достаточно сложная. Я долго думал, как это лучше сделать. И решил, что точнее и вернее великих тренеров о своей профессии не скажет никто. То ли тренеры последних десятилетий ХХ века были более откровенными, то ли я более внимательно читал тогдашние публикации, но нынешние спортивные наставники почти не дают комментариев, непосредственно касающихся их профессии, «своей кухни». Поэтому будем цитировать выдающихся тренеров, чья карьера завершена, а многие из них уже покинули наш мир.
Но, прежде подтверждение тарасовскому «тренер может все». Наиболее ярко это высказывание подтверждают достижения японского тренера Хуробуми Даймацу, создавшего легендарную волейбольную команду «Ничибо». Японских девушек называли «волшебницами мяча», «кудесницами с острова Хонсю». Систему Даймацу лучше всего характеризовал режим дня спортсменок «Ничибо»: в восемь утра – начало работы на текстильной фабрике, 16.30 – окончание работы, 17.00 – начало тренировки, 18.30 – короткий отдых, во время которого игроки съедали немного риса, 23.30 – окончание тренировки, ужин. После еды – обязательная ежедневная стирка, один-два часа ночи – сон, 7 утра – подъем. Даймацу делал свое дело и сделал дотоле безвестных работниц текстильной фабрики «Ничибо» чемпионками мира и Олимпийских игр. Это было феноменально. Тренера после этого избрали в парламент. В 57-летнем возрасте Даймацу скончался от инфаркта.
«Почему-то сложилось такое мнение, что любой выдающийся спортсмен должен стать обязательно выдающимся тренером. Смею уверить, это далеко не так. Видите ли, тренер – человек, обладающий рядом специфических качеств. Прежде всего, он должен быть психологом. Воспитателем. Обязательно ученым. Непременно артистом. Разумеется Человеком с большой буквы. И еще философом, потому что философские вопросы связаны с мышлением человека. То есть человек, желающий стать настоящим тренером, должен воспитать и развить в себе семь качеств. Шесть я уже перечислил, а седьмое – он должен быть специалистом в том виде спорта, в каком работает или хочет работать».
(А. Шведов, академическая гребля).
«Но даже самый справедливый и человечный тренер должен держать команду в тонусе – иначе ему цена - копейка в базарный день, да и долго ли продержится такой тренер. А чтобы держать команду в тонусе, мало бывает только увещевать и убеждать, надо и власть употребить, и в чувство кое-кого привести, и наказать. Тренер должен быть суров, строг, но не жесток».
«Талант тренера еще более редок, чем талант спортсмена».
(В. Платонов, волейбол).
«Тренер, если он не трудится постоянно, никогда не станет большим тренером».
(А. Гомельский, баскетбол).
«Я не знаю более тяжелой и неблагодарной профессии, чем профессия тренера».
(А. Алачачян, баскетбол).
«Тренер должен гордиться своей профессией, и его поведение должно быть безупречным».
(Ф. Линдеберг, НБА, баскетбол).
«Нет сильных соперников, есть слабые мы».
«Тренер может все».
«Найдите великого тренера – выдающиеся спортсмены появятся».
(А. Тарасов, хоккей).
«В спорте выигрывает, прежде всего, тот, кто умеет отдавать».
(Ю. Власов, тяжелая атлетика).
«Тактика – лицо тренера».
(В. Маслов, футбол).
«Окрик – это поражение тренера».
(Б. Аркадьев, футбол).
«Тактика, работа, дисциплина».
(Девиз К. Билардо, тренера сборной Аргентины, чемпиона мира по футболу 1986 года).
«Известны два типа тренеров – практики и теоретики. Я отдаю предпочтение последним. Чтобы двигать спорт дальше, надо смотреть вперед. Что же касается тренера будущего, то, думаю, это будет научный работник, имеющий к тому же опыт и практической работы со спортсменами».
(М.Данфи, тренер сборной США по волейболу, сенсационно выигравшей чемпионат мира 1986 года).
«Когда я думаю, что сделал все, я всегда говорю себе: я что-то упустил. Но что? Я ложусь спать, затем встаю и пишу, что приходит в голову. Может быть, это комбинация, может – игра, которую еще предстоит сыграть. Я никогда не могу не думать об игре. Такова моя натура».
(Х.Брукс, США, тренер олимпийских чемпионов по хоккею 1980 г.).
«Когда теряется энтузиазм, когда в душу закрадывается равнодушие, тренер не может приносить необходимую пользу спортсменам: они как барометр чутко реагируют на перемену его настроения».
(Д.Холам, США, конькобежный спорт. Тренер пятикратного олимпийского чемпиона Эрика Хайдена).
«Если ты в молодости не испытал трудностей, то их стоит купить за большие деньги, ибо та трудность, которую ты преодолел, всегда будет вспоминаться тебе и помогать в борьбе за жизнь».
(Х.Даймацу)
«Талант без физической подготовки – ноль».
(Й.Круифф, футбол).
«Неожиданность – главный фактор победы».
(Ф.Айба, НБА, баскетбол).
«Класс – единство тактического замысла и технического исполнения».
(Ю.Чесноков, волейбол).
«Игрок под тактику. Если тактика под игрока, то тренер опускается до уровня футболиста».
(В.Лобановский, футбол).
«Для достижения лучших результатов надо поддерживать в команде игровое настроение. Многие тренеры забывают это, злоупотребляя длинными, монотонными тренировками. Сохранению игрового настроения способствуют упражнения с элементами соревнований и игровые упражнения».
(Ф.Линдеберг, США, баскетбол).
«Главная же идея заключается в том, чтобы на протяжении всего сезона тренировочный процесс был напряженнее матча».
«С точки зрения тактического мастерства, возрастает роль игрового мышления. В основе должны, конечно, лежать какие-то схемы, системы и прочее, но обязательна и высокая доля импровизации, потому что никогда не известно, какую контртактику изберет соперник».
(В.Колосков, начальник Управления футбола Спорткомитета СССР).
«Работа, большая напряженная творческая работа, не прекращавшаяся в течение всего сезона – вот что лежало в основе того, что называют «психологическая подготовка».
(Г.Качалин, футбол).
Как и в любой профессии, в тренерской – наряду с выдающимися наставниками есть и весьма заурядные личности. Наблюдательные американские болельщики поделили таких тренеров на определенные типы, среди них:
1. «оскорбляющий» - тип тренера, которого больше всего не любят;
2. «крикун» - считающий, что успех в его работе зависит от величины шума, который он создает;
3. «мститель» - внушающий спортсменам, что их неудачи ставят под угрозу его место в команде и поэтому готовый мстить им за недостаточное старание;
4. «душитель» - хорошо работающий на тренировках, но по мере приближения соревнований впадающий в шоковое состояние. Похож на «трясуна»;
5. «трясун» - теряющий самообладание во время соревнований, «закуривает сразу две сигареты»;
6. «генерал Кастер» - не меняющий своей тактики и стратегии выступлений на соревнованиях, что приводит его к поражениям, как и известного генерала Кастера (гражданская война в США 1861-65 гг.);
7. «герой» - бросающийся поздравлять своих воспитанников, чтобы все видели, кто их тренер;
8. «профессор» - научно настраивающий себя и своих подопечных с помощью сверхсложных установок и планов на игру.
Среди других типов тренеров можно отметить «бормотуна», «тюремщика», «хвастуна», «суеверного», «лодыря», «обвинителя», «Рокки» (считает, что единственный выход – накачка), «сверхдруга» и «белую трость» (никогда не знает, что происходит).

Подготовил Владимир ТАМБОВ
Фото: Роман КРУЧИНИН