Евгений Богачев: Галстук не нужен. Лучше - трофей

Интервью

26.08.2011

Евгений Богачев: Галстук не нужен. Лучше - трофей Вчера председателю Национального банка РТ Евгению Богачеву исполнилось 70 лет. Несмотря на высокий пост, политический вес и авторитет, он остается человеком легким в общении, открытым, ценящим хорошую шутку и умеющим пошутить. Может, немножко это и оттого, что последние двенадцать лет успешно руководит еще и баскетбольным клубом "УНИКС". В спорте ведь, как известно, дело такое: радость побед в нем регулярно чередуется с горечью поражений, так что нужно уметь держать удар. О том, как в одном человеке уживаются банкир и хозяин баскетбольного клуба, мы говорили с Богачевым накануне его дня рождения.

- Евгений Борисович, чем руководить сложнее - баскетбольным клубом или Национальным банком?
- Пожалуй, клубом... Потому что на клуб у меня остается очень мало времени. Руковожу в основном по воскресеньям, в свободное от работы в банке время. А хозяйство баскетбольное - сложное. Надо думать об усилении состава, о контрактах с игроками, о наполняемости арены...

- А с кем проще вести финансовые переговоры - с баскетболистами или с банкирами?
- С банкирами, конечно. Мы с ними все-таки говорим на одном языке, одинаково мыслим. А у баскетболистов совершенно иная логика, мотивы... Особенно тяжело бывает договориться с американцами. Все они хотят зарабатывать хорошие деньги, за этим, собственно, и едут к нам. Но не все при этом собираются эти деньги отрабатывать хорошей игрой. Отдача от вложенных средств не всегда соответствует нашим ожиданиям.

- Признайтесь, Евгений Борисович, вы в баскетболе разбираетесь так же хорошо, как в банковском деле?
- Да уж за двенадцать лет поднаторел. Поначалу меня еще можно было где-то провести. Но теперь, если вижу, что на площадке происходит что-то не то, в плане судейства, к примеру, или в команде какие-то проблемы, я это сразу чувствую.

- На баскетболе отдыхаете?
- Только когда ведем в счете с большим отрывом. Но в последнее время такое случается не часто. Уровень баскетбола в России заметно вырос за счет того, что недавние аутсайдеры и середняки подтянулись к лидерам. Разница в классе команд уже не такая разительная. О Москве не говорим, но теперь и в провинции в клубы вкладываются значительные средства. Так что в основном баскетбол для меня - это сплошные нервы.

- Слышали наверняка знаменитый анекдот про то, как тренер говорит своим игрокам: "У меня сегодня день рождения, и я хочу, чтобы вы преподнесли мне подарок - выиграли следующий матч". А игроки ему: "Тренер, а мы вам уже галстук купили". Вы уже предупредили игроков и тренеров, что галстуком они не отделаются?
- Галстук мне не нужен. Согласен на трофей.

- Вы, кстати, знаете, как между собой вас игроки называют?
- Нет, честно, не знаю. Слышал, что Александра Гомельского называли за глаза папой... а как меня - не знаю.

- Евгений Борисович, за двенадцать лет мячом по паркету хоть раз стучали или в кольцо пробовали попасть с линии штрафных, к примеру?
- Разумеется, пробовал. Сложное это дело, однако попадал, но не с линии штрафных...

- Неужели из-за трехочковой линии?!
- Нет, мне чем к кольцу ближе, тем шансов больше (смеется). А если из-за трехочковой линии, так это такой анекдот есть. После кораблекрушения попали в плен к людоедам француз, американец и русский. Людоеды им говорят: "Видите, на пальме сидит попугай. Кто в него попадет, того отпустим, кто промахнется - съедим. Француз выпил для храбрости рюмку коньяка, прицелился, выстрелил и промахнулся. Его увели. Американец попросил стакан виски, выпил, но тоже промахнулся. Увели и его. Русский попросил бутылку водки, выпил в один присест, затем еще одну... Прицелился - бах! И попугай пополам! Людоеды в шоке: "Как сумел?!". А русский им: "Да как тут не попасть, когда все небо в попугаях!". Вот и я, если хорошо что-нибудь отпраздную и вся стена будет в баскетбольных кольцах, тогда точно не промахнусь.

- Как вы, председатель Национального банка, относитесь к ситуации, когда баскетболисты с вами разговаривают "свысока"?
- Да я и сам не маленький. Был вот у нас один очень высокий баскетболист. Так мы от него избавились. Но не потому, что он высокий. Просто помимо роста у него других качеств, которые бы нас впечатлили, не оказалось. Ну а с остальными, если речь, к примеру, о делах финансовых и разговор предстоит долгий, то я их на диван усаживаю.

Сергей КОЗИН, Вечерняя Казань